ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » 2016 » Октябрь » 27 » Путевые заметки. Сикким осенью 2015. Из Юксума (Юксома) в Румтек. Монастырь Ташидинг
14:15

Утро седьмого дня путешествия по Сиккиму встретило нас, на первый взгляд, тревожным рассветом. Но оказалось, что тучи уходят и выглянуло солнце, которое светило целый день. Шоферы начали упаковывать багаж, а мы прощались с уютным домом.

Всегда трудно расставаться с Юксомом! Шоферы упаковывали багаж, а мы смотрели вокруг и вспоминали вечерний костер, вкусный завтрак и очень заботливых служащих отеля.

В разговоре с менеджером - Карзангом Бутия, я посетовала, что не купила коричневый кардамон. Он улыбнулся и сказал: "Нет проблем! Я его сейчас Вам принесу. А Вы видели как его сушат? У нас за домом как раз идет этот процесс".

Мы поспешили в сушильню. Кардамон сушился и коптился. Ах вот откуда такой запах у этого коричневого кардамона! Разочарование вчерашнего дня трансформировалось в радость приобретения большого пакета коричневого кардамона. Надолго хватит!

Мы плотно позавтракали. День обещал быть долгим и насыщенным. Из Юксома нашу группу провожал Царь горы... А рядом цвели розы и колыхались буддийские флаги.

Наш путь лежал в Ташидинг... Недалеко от Юксома по дороге в Ташидинг невозможно не заехать к водопаду Фамронг (Phamrong). Сикким - это не только край орхидей, но и настоящее царство водопадов, как больших, так и совсем маленьких. Вода здесь струится повсюду, шумит и журчит, наполняя воздух свежестью и ароматами цветов. Рядом с водопадами запах цветов и зелени особо ярко ощущается.

«Нас ожидала встреча с Ташидингом. ...Самые причудливые холмы и скалы образуют как бы священную чашу — обширную долину. Посередине долины неприступно стоит опоясанная двумя реками гора Белый Камень, увенчанная монастырем Ташидинг, что значит «долина, открытая небу». Древнее место. Попробуйте обыскать бесчисленные морщины и впадины всех скал. Попробуйте найти сокровища, собранные у монастыря. И чудесный камень исполнения всех желаний. И бессмертную амриту *. И сто изображений Будды. И все священные, временно сокрытые книги». Так описывал монастырь Ташидинг Н.К.Рерих ("Алтай-Гималаи").

Когда-то монастырь Ташидинг был самым значимым в Сиккиме. Ведь здесь проводился ритуал чуда наполнения чаши, который описал Николай Рерих в своей работе "Алтай-Гималаи". "С давних времен, более восьми поколений, заповедано это чудо. Из указанного места горной реки берется небольшой сосуд воды и вливается в старинную деревянную чашу. В присутствии свидетелей, представителей махараджи Сиккима, чашу плотно закрывают и запечатывают. Через год в то же полнолуние, на восходе солнца чашу торжественно вскрывают и измеряют количество воды. Иногда вода уменьшается, но иногда и сильно увеличивается . В год великой войны вода в три раза увеличилась, что и означало войну". До сих пор этот ритуал выполняется. Но, вместо, короля Сиккима, в ритуале принимают участие члены Правительства. В феврале месяце, после Лосара мы наблюдали обсуждение проведения ритуала и, соответственно, фестиваля монастырским Комитетом и представителями Правительства Сиккима

Монастырь еще не закончили реставрировать. И не спеша, монахи и реставраторы приводили Ташидинг в порядок. Он очень пострадал в результате землетрясения 2011 года. В Ташидинге готовились к празднику Лхабаб Дучен — Дню Сошествия Будды Шакьямуни с небес Тушиты, Готовили тормы. Надо отметить, что современники Будды Шакьямуни в Индии ставили на алтарь молоко, фрукты, хлеб, цветы и украшали его драгоценными камнями. Когда буддизм пришел в Тибет - страну сурового климата, основными подношениями стали тормы. Они изготовляются из топленного масла и цампы, а затем раскрашиваются. В монастыре Ташидинг хранится священная чаша, которой был коронован первый король Сиккима Пхунтсог Намгиял. Именно ее наполняют в день ритуала.

Разглядывая монастырь, мы обнаружили, что в горах выпал снег. Картина окружающего нас мира изменилась... На фоне снега оранжевым цветом полыхали цветы.

Поле чортенов или ступ знаменито и среди буддистов, и у туристов. Хотя в этот раз мы были одни. Одна из ступ - Тхонгва Рангдол Чортен хранит реликвию Будды, а также, как утверждают монахи, здесь можно найти много следов Гуру Ринпоче. Он посещал это место и находился в пещере, под холмом, где сейчас стоит монастырь. Мы нашли некоторые из них

Пора спускаться в пещеру. Побродив немного по монастырю и посидев в разных укромных его уголках, отправились познавать сакральное

- Как пещера?
- Сильное место!
А самое главное - НИКОГО рядом... И пора ехать дальше. Нам еще надо было добираться до Румтека. А это - путь долгий.

По дороге наши шоферы - Винод и Робин сделали еще один подарок. Завезли нас в бонский монастырь. Ох уж и "наобщалась" я там!

Рассказала геше и монаху о Доланджи, монастыре Менри и недавней встрече с Его Святейшеством 33 Менри Тризина, Лунгток Тенпей Ньима Римпоче. Она состоялась в апреле этого года. Татьяна Запорожец поведала о том, что недавно вернулась с коры вокруг Кайласа. Священная гора Кайласа в бонских преданиях упоминается как центральная гора страны Олмо-Лунгринг-бу, где появился на свет Учитель Шенраб.

И в конце этого длинного дня мы заехали в парк Будды. Начался дождь и светило солнце. Было необычно и очень красиво!

В Румтек приехали поздно вечером. Уже стемнело. Напротив звездной россыпью сверкал Гангток. Закончился наш седьмой день путешествия по Сиккиму.