ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Индия » Гоа. Справочник - Путеводитель

Легенды и истории португальского периода. Святые и палачи

Легенды и истории португальского периода. Святые и палачи

Святой рыцарь

15 августа 1534 года в парижской часовне Мучеников на холме Монмартр теолог Игнатий Лойола и его шесть учеников-товарищей принесли клятву посвятить свои жизни Богу, создав войско духовных рыцарей. Так началась история одной из христианских общин – Ордена Иезуитов, который с самого своего возникновения был овеян ореолом таинственности и опасности, поскольку его члены были преданы ему до безумия. 

Одним из учеников Лойолы был Франциск Ксаверий, баск по происхождению. В 1541 году в возрасте 35 лет он отправился в Индию. Появился духовный рыцарь в этой далекой стране, спустя 13 месяцев. «…Шел босой, от жары губы его потрескались, а тело было замучено болью. Он появился в темной индийской деревне, осветив ее верой во Христа». Так описывают хроники прибытие самого успешного миссионера в истории христианства, обратившего в свою веру большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением апостола Павла. Пятнадцать лет Франциск Ксаверий (падре Санто) выполнял свою миссию на Востоке. Центром своей деятельности он избрал португальскую колонию Гоа.

В начале своего миссионерского пути иезуиты жили очень скромно, посвятив свою жизнь служению и навязчивой идее – обратить всех в христианство. Самое главное в тактике обращения неверных – убеждение, ласковые и вовремя сказанные слова, сильные доводы. Нужно было обладать знаниями и способностями к изучению сложных восточных языков. Иезуиты обладали такими талантами. Их именовали апостолами, несущими просвещение. Название официальной должности Франциска Ксаверия в Гоа было – «апостольский нунций» (от лат. nuntius – вестник) – постоянный дипломатический представитель Папы Римского.

Порой для убеждения «диких» аборигенов не хватало слов, и миссионеры прибегали к помощи Инквизиции. Церковный суд католической церкви свирепствовал в европейских странах уже три столетия, но в колониях пока было спокойно. Несмотря на доверительное и уважительное отношение к просвещенным людям жители Гоа обращались в христианство все же не толпами, а по одиночке. Потому только что прибывший на эту райскую землю Франциск Ксаверий в письмах Папе Римскому Иоанну III, просил, чтобы Инквизиция была установлена в Гоа как можно скорее. И важным пунктом в посланиях христианского «труженика» было не столько перевоспитание людей, сколько разрушение их идолов и древних храмов. Спустя восемь лет после смерти великого миссионера его «усилия» принесли плоды. В Гоа воцарилась инквизиция.

Падре Санто работал «не покладая языка своего», обращая в свою веру «диких» туземцев не только на побережье Аравийского моря, – он посетил также Малакку (Индокитай) и Японию, где еще при его жизни были образованы христианские общины. Но главной мечтой апостольского нунция была христианизация Китая. Вместе с Диего Перейра, который выступал в качестве посла короля Португалии, на борту корабля «Санта Круз» миссионер отправился в страну своей мечты. 
В начале сентября 1552 года корабль достиг острова Шангчуан, что находится недалеко от южного берега континентального Китая. На этом острове  команда задержалась, ожидая приглашения императора. Ксаверий продолжал служить мессы и надеяться. Но время шло, а попытки проникнуть в страну оставались тщетными – Китай не стремился приблизиться к чистоте христианской веры. Однажды, во время мессы, падре Санто упал в обморок. Лихорадка мучила его недолго. Он скончался на острове 2 декабря 1552 года, в возрасте 46 лет, со своей мечтой и великой любовью к Христу.

Нетленность святого Ксаверия

Когда глаза духовного рыцаря закрылись, рядом с ним находился только его преданный слуга Антонио. Корабль стоял на якоре рядом с островом и должен был уходить в сторону Малакки спустя два с половиной месяца. И слуга решил поместить останки миссионера в гроб, который сам сколотил и наполнил известью. Антонио временно захоронил его в китайской земле. Когда настало время уходить в Малакку, капитан Хорхе Альваро попросил вскрыть гроб на палубе. В отчете мореплаватель написал, что, к своему удивлению, обнаружил тело в отличном состоянии. В Малакке местное духовенство также исследовало тело и свидетельствовало, что мощи Ксаверия нельзя назвать останками, – тело великолепно сохранилось. Большая процессия со свечами в руках сопроводила мощи Франциска Ксаверия до церкви святого Павла, где он был похоронен второй раз, в саване – по традиции тех дней. 

В хрониках было зарегистрировано чудо: чума, которая свирепствовала по всей Азии, закончилась в Малакке именно в день похорон рыцаря веры. Но на этом приключения и странствия уже умершего падре Санто не закончились. Уже через год тело Франциска Ксаверия было подготовлено к путешествию. Его несли через весь город, и Малакка вновь сопровождала апостола. Гроб поместили в каюту небольшого судна. Повсюду горели свечи, и курился фимиам. Украшенный сампан – китайская лодка, проходя между островом Пинанга и берегом, чуть было не села на мель, но сильный ветер послал ее назад, в глубокие воды. Вечером 15 марта 1554 года лодка, наконец, достигла Гоа. 

На следующий день все христианское население Гоа сопровождало падре Санто к собору. Гроб был открыт. После шестнадцати месяцев тело все еще было нетленно! В течение следующих трех дней и трех ночей людям было разрешено поклониться усопшему, что убедило многих в святости апостола. Легенды рассказывают, что тысячи мужчин и женщин целовали его ноги. Много чудес было совершено в это время исцелений и благих действий. Сама смерть, казалось, уважала Франциска Ксаверия, рыцаря-миссионера. 

Раз в десять лет на шесть недель его нетленное тело выставляют для всеобщего обозрения (последний раз это было в 2004 году). Существуют разные мнения о том, как тело может оставаться в таком состоянии длительное время. Некоторые считают, что оно было забальзамировано, в то время как другие настаивают на том, что это – свидетельство чуда. Но именно с тех пор, как проходило «великое целование ног», Франциска Ксаверия считают покровителем Гоа. В 1622 году папа Григорий XV причислил его к лику святых. Тысячи и тысячи христианских паломников – жителей Индии – приезжают в Старый Гоа, в базилику Бон Джузес для того, чтобы поклониться святым мощам. И много легенд ходит среди местных христиан о великой силе покровителя, о его помощи в разрешении проблем. Конечно, такому поклонению немало способствовала Инквизиция, которая установилась в Гоа спустя восемь лет после кончины святого.

Инквизиция в Гоа

Спустя 21 год после достойной кончины Васко да Гама, в Гоа была установлена инквизиция (1560 г.). Этот институт крещения и уничтожения был направлен, прежде всего, на индусов (хинду), против индийских мусульман, индийских евреев и своенравных новых обращенных. К 1774 году были замучены и казнены тысячи местных жителей.

Первые инквизиторы – Алейксо Диас Фалачао и Франциско Маркес – местом для проживания и «работы» выбрали дворец местного раджи, переместив португальского вице-губернатора  в маленькую резиденцию. Большое дело намечалось! Первый акт этих деятелей запрещал индусам под страхом смерти публично проводить их религиозные обряды. Преследованию подверглись также сефардические евреи, которые сбежали от инквизиции с Пиренейского полуострова. Тюрьмы были переполнены невинными заключенными – за первые несколько лет были арестованы более чем 4 тысячи человек, более 120 человек – подвергнуты «аутодафе» (сожжены заживо). Наиболее преследуемы инквизицией были местные жители – хинду. Осужденные индусы публично сжигались на площади Собора Се. Тот, кто признавался в ереси, того «добрые» христиане душили до сожжения, тем самым «облегчая» муки иноверца.

Год за годом вводились новые законы о запрещении тех или иных индусских традиций, обычаев, языка и верований. Были запрещены местные музыкальные инструменты, набедренные повязки жителей, жевание бетеля и ношение одежды с коротким рукавом. Многие храмы были разрушены или перестроены. Священные индусские тексты сжигались. Более всего «досталось» «Кама Сутре», которую отдельно судили за непристойность и запретили даже упоминать в разговоре об этом «позоре» индийской нации. Многих детей выкрадывали и насильно крестили, а сирот помещали в колледж, где отцы-радетели следили за воспитанием детей в христианском духе. Инквизицией предписывалось давать фамилии и имена только португальские. Такие, например, как Франсиско де Сильва, Фернандо Корриа или Мигел де Суза, до сих пор типичные для жителей Гоа.

Новые запрещающие законы все вводились и вводились. Нельзя было носить священные нити, которые указывали на принадлежность касте, при свадьбах нельзя выполнять индуистские обряды, надевать традиционную одежду и даже есть традиционную еду. Запрещалось проводить похороны по индуистскому обычаю. А зачем? Португальцы и так сожгут неверных на костре, да и прах за деньги отдадут, чтобы подготовить место для новых непокорных. А уж, какие пытки изобрели инквизиторы! Во дворце «Мучений» было создано целое научное учреждение для разработки способов истязания. Вот, например, любимая «забава» христиан Гоа: еретиков связывали, пропитывали их рубашки серой. Тому, кто не признавался, возжигали рубашки снизу вверх, а тому, кто признался – сверху вниз. Этих несчастных приводили в церковь на воскресную мессу, и прихожане высмеивали их. Как только ритуал возгорания рубашек заканчивался, признавшихся душили, и их тела, вместе с живыми, не признавшимися еретиками, сопровождали к Кампо Сакто Лазаро, где и бросали в костер на радость зрителям. Дворец Инквизиции оглашался криками людей, которым медленно жгли ноги серой, растягивали их в стороны, дробили ноги в «испанских сапогах», наливали кипящее масло на тело и ноги, кружили до умопомрачения на специальных подставках. Использовались все виды так называемых водных пыток: заливали воду в глотку; капали на темя; топили, а затем приводили в чувство. И это для того, чтобы выбить признание в ереси и в связи с дьяволом. Потом все заносилось в книгу, и отчет посылался Папе Римскому.
Конец инквизиции официально приходится на 1774 год, хотя при королеве Марии I в 1778 году она была на время  восстановлена. Последние остатки инквизиции были отменены британцами в 1812 году во время их короткого владычества. 

Собор Се и Собор Святой Катерины

Португальский вице-король Редондо (1561–1564 гг.) распорядился построить к юго-западу от церкви Святого Гаетана Собор Се, или Собор Святой Екатерины, который должен был стать «грандиозной церковью, достойной богатства, мощи и славы португальцев, которые господствуют над морями от Атлантического до Тихого» (как было написано в одном из отчетов Папе Римскому). На строительство церкви потребовалось восемьдесят лет, а освящена она была только в 1640 г. Церковь выполнена в тосканском стиле. В одной из сохранившихся башен помещается золотой колокол, отлитый в Канколиме (Cuncolim, южный Гоа) в 17 веке. Во времена инквизиции его звон возвещал начало тех самых ужасных аутодафе, которые устраивались на площади перед церковью, когда подозреваемых еретиков публично подвергали пыткам, а затем сжигали у позорного столба. 

В часовне за перегородкой установлен чудотворный крест, который находился в одной из гоанских деревень до тех пор, пока на нем не возникло видение Христа. Говорят, что крест этот исцеляет больных, поэтому он помещен в футляр, сбоку которого проделано небольшое отверстие, которое позволяет молящимся дотронуться до него. Купель в соборе, вероятно, индуистского происхождения. Согласно легенде, ею пользовался покровитель Гоа святой Франциск Ксаверий.

В период кровавой инквизиции многие индуистские храмы были разрушены, а оставшиеся  перенесены вглубь Гоа, где царствовали дикие животные. Непроходимые джунгли не пускали «любвеобильных» христиан сражаться с инакомыслием. С начала 19 века стали возрождаться индуистские традиции, восстанавливаться храмы. В основном индуизм сосредоточился в самой южной части Гоа, где построены большие комплексы и проходят красочные фестивали.

Назад к содержанию



Источник: http://гоа, церковь, собор, инквизиция, святой, Ксавьерий
Категория: Гоа. Справочник - Путеводитель | Добавил: mashalotus (25.10.2015) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 1063 | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2024
Бесплатный хостинг uCoz